Роскачество провело исследование рынка по объемам бутылок российского вина

© Фото: www.alco.moscowБутылка 0,375 л
Бутылка 0,375 л
Эксперты "Винного гида России" Роскачества, проанализировав данные статистики производства, пришли к выводам, что бутылки объемом 0,375 и 1,5 литра все чаще встречаются в ассортименте российских виноделен. Это значит, что новые виды тары отвечают трендам покупательского спроса.
Объем 0,375 л в России называют "полбутылки", "половинка" или "малышка", в других странах название идентично – Demi (во Франции и Италии). Но иногда для него применяют странное название "дочурка". Возможные источники происхождения названия ничего не сообщают, но, вероятно, это имеет отношение к бутылке стандартного объема. "Магнумы" – международное название, что от латинского magnus значит "большой". Они составляют ровно 2 бутылки стандартного объема и это второй по популярности объем.
Объем производства тихого вина в магнумах составил:
  • в 2021 году – 4,3 млн. бутылок
  • в 2020 году – 2, 76 млн. бутылок
Выпуск вина в бутылках 0,375 л составил :
  • за 2021 год – 465 тыс. л
  • за 2020 год – вдвое меньше.

"В процессе веерных закупок вина, проводившихся в розничных точках для исследования "Винный гид России", наши специалисты обратили внимание на расширение ассортимента в полуторалитровых бутылках и небольших форматах тары на полках магазинов. И если в предыдущие годы в "магнумах" были представлены преимущественно дорогие российские вина с ценой бутылки от 2 тысяч рублей и выше, сейчас в этом формате тары можно увидеть и вина до 1000 рублей.

Наиболее широко представлены вина крымских производителей – "Старокрымский", Винный дом "Фотисаль", Винодельня "Бурлюк" и ряда других. В "полубутылках" встречаются тихие вина компании "Фанагория". Также нестандартные объемы тары развиваются в сегменте игристых вин. Чаще всего полуторалитровые бутылки игристого вина представлены под брендом "Шато Тамань"", – рассказала директор Департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеся Буняева.

Несмотря на то, что доля нестандартных типов тары в общем объеме пока составляет только около 2%, она стабильно растет. Это показывают предварительные оценки производства 2022 года.

"Если раньше "магнумы" были преимущественно представлены в сегменте ХоРеКа и предназначались для длительной выдержки коллекционных вин, сейчас это скорее маркетинговый ход. В последние годы им активно пользовались импортеры недорогих вин из Испании, Португалии, Сербии, Молдовы. Большая бутылка воспринимается потребителем как более солидный продукт. Она может быть востребована и для подарков, и как атрибут праздничного мероприятия. При этом, стоит "двойная" бутылка дешевле, чем две стандартных того же бренда. Ритейлеры формируют свой ассортимент, исходя из этих предпочтений, делают специальные выкладки больших бутылок. В этом направлении работают и российские винодельни, стараясь присутствовать в перспективной рыночной нише", – говорит руководитель Информационного центра WineRetail Александр Ставцев.

Также эксперты "Винного гида России" отмечают следующую структуру применения "магнумов", в зависимости от уровня сахара:
  • в категории "премиум" чаще используются для бутилирования красных сухих вин с длительным потенциалом выдержки;
  • в категории до 1000 рублей – более 1/3 всех сухих вин белые;
  • в категории полусухих вин – только белое вино;
  • в категории полусладких вин – белые вина 1/2 от общего объема производства.
Но стоит помнить, что объем бутылок действительно влияет на содержимое только в случае с премиальными винами, которые планируется использовать для длительной выдержки. Чаще это относится к красным, но этот принцип можно применить и к некоторым премиальным белым и игристым.
В случае с ординарными винами – это просто маркетинговый ход и вопрос удобства использования. Например, купить на вечер бутылочку "половинки", чтобы выпить по бокалу за ужином на двоих и не хранить оставшееся вино. Или купить "магнум" для большой компании, где он может быть эффектным дополнением праздничного антуража. Но не стоит хранить такие вина, ожидая, что они улучшатся с возрастом.

"Выбирая вино, стоит обращать внимание в первую очередь на известность производителя на рынке, оценки, которые получают его вина в стандартных форматах (0,75 л) в национальном рейтинге “Винный гид России”. В будущем году мы изучим возможность специального сравнительного исследования вина в бутылках различного объема", – отмечает Олеся Буняева.