Новые широты виноградарства
© Фото: vokrugsada.ruВиноградники зимой
© Фото: vokrugsada.ru
Ни для кого не секрет, что современное виноградарство и виноделие последнее время небольшими, но уверенными шагами продвигается на север
"Нужность" и/или "ненужность" северного виноградарства рассматривают с разных сторон. Независимо от перепроизводства вина в мире, тренд на увлечение локальными продуктами есть и усиливается. И правы винные эксперты, выделяющие эту тенденцию как основу энтузиазма селекционеров по выведению новых сортов, подходящих для применения в зонах "экстремального виноделия" не только в России, но и за ее пределами.
Россия – страна, активно участвующая в теме развития северного виноградарства, давайте рассмотрим ее роль, влияние, перспективы и возможности.
© Фото: открытые источники"Лисий" след
"Лисий" след
© Фото: открытые источники
Северное виноградарство России давно имеет серьезную научную базу. Начало изучения этого вопроса можно найти в записях дореволюционных ботаников. Большой вклад внес Иван Владимирович Мичурин. В помощники он пригласил опытного виноградаря Ивана Павловича Потапенко, отца знаменитых селекционеров братьев Якова и Александра Потапенко. Заслугой Александра Ивановича является окультуривание амурской лозы vitis amurensis и внесение ее в реестр сортов. В результате его исследований был получен внутривидовой клон, идеально подходящий для выращивания в средней полосе России – Амурский Потапенко. Сорт не требует применения укрывных техник и химической защиты. Он имеет самую высокую морозостойкость – -38°С под снегом. Его ближайший "конкурент" – сорт Вэлиент (Valiant), выведенный в Государственном университете Южной Дакоты (США) в 1972 году, его показатель -36°С под снегом. Но Вэлиент – это лабрускоид, то есть сорт или гибрид семейства vitis labrusca, который имеет в аромате так нелюбимый многими "лисий" след (запах лисьей шерсти).
Амурский Потапенко при созревании накапливает высокий уровень сахара и дает высокий выход сока, что важно для виноделия. В довольно ярком аромате вин из этого сорта проявляются тона черники и терна. Вкус имеет оттенки чернослива и горького шоколада, а достаточно длительное послевкусие несет перечные нюансы.
Исследования показали, что содержание ресвератрола в северных винах значительно выше, чем в южных. Благотворное воздействие этого полифенола на организм человека – уникально. Он влияет на продолжительность жизни, повышает мозговую активность, имеет антибактериальное и противовоспалительное действие.
Звездою Севера явись!
Почти по классику назван сорт, который стал "звездой" северного европейского виноградарства – Заря Севера. В селекции сорта также участвовала династия Потапенко. В 1936 году появился образец на основе чистого "амурца" и Маленгра раннего (потомок Пино Нуара). Его морозостойкость, высокую сопротивляемость болезням и качественные сортовые характеристики при производстве вина не могли не оценить иностранные коллеги. Заря Севера стал основным племенным материалом для создания других сортов.
© Фото: shootfromthetrip.comКрасное вино из сорта рондо от винодельни Gwinllan Conwy из Уэльса
Красное вино из сорта рондо от винодельни Gwinllan Conwy из Уэльса
© Фото: shootfromthetrip.com
Первым обратил внимание на его потенциал ученый из Чехословакии Вилем Краус и создал в 1964 году на его основе популярный среди северных европейских виноделов красный сорт Рондо. Краус предложил полученный результат коллеге, доктору Хельмуту Беккеру из Института селекции винограда в Гейзенхайме. В дальнейшем Рондо был доработан и высажен в больших масштабах в Ирландии, а затем в Германии, Дании, Англии, Уэльсе, Нидерландах, Норвегии и Швеции.
Ту же картину наблюдаем и с белыми сортами. В любимом скандинавскими виноделами Солярисе, находим и Зарю Севера и "амурский" след, но несмотря на это, сорт недавно признан Евросоюзом лозой vitis vinifera. Мы понимаем скандинавских виноделов, тут есть что отстаивать: устойчив к морозам и болезням, раннеспелый и дает отличные результаты даже в самые сложные годы!
Борьба за "самого северного"
В течение последнего года мы услышали из разных концов страны новости о появлении виноделен в северных широтах. Успешно выступила с дебютом Мария Зуйкова и ее винодельня Denisov Winery из Самарской области, расположенная на 52°с.ш., отобрав тем самым звание "самых северных" у виноделен Нижней Волги. Denisov Winery использует европейские сорта, донские автохтоны и сорта советской селекции.
В начале сентября пришли новости об инициативе воронежских виноградарей, которые собрали первый урожай с опытных полей в 3 га. Они планируют расширение посадок для промышленного выращивания винограда и налаживание производство вина. Воронежцы выращивают виноград по укрывной технологии. Из сортов используют автохтон Красностоп и морозостойкие сорта советской селекции – Денисовский, Кристалл, Августа, Магия.
Эксперты отмечают, что, возможно, для северных зон формат локальных виноградников не более 10 га в определенных терруарах – самое оптимальное решение с точки зрения рентабельности и качества вина.
Монастырское виноделие северных регионов
Не только в Европе, но и в России есть очаги монастырского виноградарства и виноделия, чья история насчитывает более ста лет. Среди них есть и те, кто ведет профессиональные работы по районированию и селекции винограда. Расположение некоторых монастырей на первый взгляд не самое благоприятное для виноградарства, но это не мешает священнослужителям получать стабильные результаты.
© Фото: monasterium.ruВиноградник Нило-Столобенского монастыря, виноградарь - отец Фаддей
Виноградник Нило-Столобенского монастыря, виноградарь - отец Фаддей
© Фото: monasterium.ru
В сентябре мы писали о Нило-Столобенской пустыни. Монастырь находится на 57°с.ш. и не применяет техники укрывного виноградарства. Изучение документов показало, что виноград здесь выращивали еще до революции. Современное же виноградарство стало возможно благодаря профессионализму иеромонаха Фаддея (Пестов), получившего до прихода в монастырь агротехническое образование. Здесь используют сорта советской селекции, в том числе морозостойкие, есть школка для районирования уже имеющихся сортов. Профессионально оборудованная винодельня, хоть и небольшая, производит вина для богослужений.
© Фото: valaam.ruВиноградник Валаамского монастыря, виноградарь - отец Григорий
Виноградник Валаамского монастыря, виноградарь - отец Григорий
© Фото: valaam.ru
Совершенно удивительный пример – виноградник Валаамского монастыря. Он расположен в экстремально северных широтах – 61°с.ш. Напомним, что самый северный официально признанный коммерческий виноградник находится в Норвегии на 59°с.ш. Но нельзя не признать особый микроклимат, которым отличается это место. Как известно, Валаам – это остров. Окруженность водой создает особые условия, пригодные для выращивания любых культур.
"Нижний сад" Валаамского монастыря славился своим виноградом еще в 40-60-х годах, тогда ему помогали "мичуринцы" – сотрудники НИИ садоводства им.Мичурина. Современным виноградникам более 20 лет. В 1992 году на послушание агронома обители был поставлен иеромонах Григорий (Вердян). Священнослужитель не имел опыта выращивания винограда, а его предшественники не оставили записей и советов. Пришлось изучать все самостоятельно. Единственно возможным методом выращивания винограда без применения укрывных техник в условиях Валаамского климата, стал уникальный способ, позаимствованный у европейских коллег. В условиях глубоко промерзающей почвы, виноград высаживают вдоль монастырской каменной стены, которая за день успевает хорошо нагреться и потом долго отдавать тепло, сохраняя необходимую для лозы температуру. Здесь выращивают достаточно редкие для России раннеспелые технические и столовые сорта, предоставленные когда-то "мичуринцами".
Виноградарство и виноделие также ведется в Оптиной пустыни, в Свято-Успенском Святогорском монастыре, а также в монастырях Оренбурга и Белгорода, но уже в менее суровых условиях.
Одним из ответов на "всеобщую глобализацию" 90-х и ранних нулевых стало сохранение индивидуальности локальных продуктов. Процесс где-то получил новый толчок для развития имевшихся производств, а где-то стихийно пришел "к своему, к местному". Как говорится, нет худа без добра, и в глобальном изменении климата есть также положительные стороны – это помогает укреплению естественно созданной защиты локального качественного продукта, формируя природную систему "защищенного географического наименования".